Риддер - снежная столица Казахстана. Рай для фрирайдеров и снегоходчиков!
Риддер - город в Восточном Казахстане с населением 50 тысяч человек. Расположен на высоте 800 - 900 метров над уровнем моря, у подножья Ивановского хребта (Алтайские горы), который протянулся с запада на восток на 40 км. Самая высокая точка Ивановского хребта - пик Ворошилова, высота 2776 м. Район катания в наших горах начинается от села Черемшанка на западе до границы с Россией на востоке, это 80 км горной гряды. В глубину с юга на север мы катаем на 50 км. Весь район катания занимает 4 тысячи кв. километров! На такой площади не трудно потеряться, поэтому вдоль горной системы идет дорога - сначала из Усть-Каменогорска в Риддер, а потом в сторону России. Очень удобно, что практически из любой точки этой дороги можно начать кататься на снегоходах. Поэтому, если здесь одновременно будет кататься 200 снегоходчиков, им будет очень сложно встретиться на таком пространстве.
Рельеф наших гор разнообразный. Есть высокогорье. Высокогорье - это горы высотой 2500 метров и выше. У нас есть такой район, это как раз Ивановский хребет. Здесь склоны не покрыты лесом.
В наших горах на уровне от 900 до 1200 метров - смешанный лес. Растут березы, осины, много пихты и кустарника. На высоте выше 1200 метров лес на склонах становится более чистым: отсутствует кустарник, становится больше пихты, появляется кедр и лиственница. Чем выше поднимаемся, тем более разреженным становится лес. Такое редколесье очень удобно для катания новичков.
С высоты 1600-1700 метров в горах начинаются альпийские луга. Здесь нет деревьев, только большие открытые пространства. Один такой луг может быть до 5 км в длину и до 2 км в ширину. Простор и отсутствие препятствий в виде растительности - идеальные условия для начинающих райдеров.
Обычно так и получается. Когда вы начинаете осваивать горный снегоход, вы катаетесь с отметки 1700-1800 метров и выше. По мере того, как растет ваш уровень катания, вы спускаетесь по склонам ниже, сначала в редколесье, где деревья на вашем пути встречаются не часто, и вы можете уверенно объезжать их. Со временем ваше мастерство будет расти и вы будете спускаться все ниже, в более густой лес, где сможете раскрыть весь свой потенциал райдера.
Гости, которые приезжают кататься к нам из других регионов, могут найти здесь “свои любимые места катания”. Здесь есть и “Приисковый”, и “Шерегеш” с частым лесом, кустарником и ручьями. Здесь есть и “Мамай” с крутыми склонами, и “Камчатка” с ее высокогорьем без леса. В общем, разнообразный рельеф наших гор позволяет найти для катания именно то, что более привычно, что больше нравится.
Риддер всегда славился своим снегом, его количеством. Синоптики, которые работают в наших краях, утверждают, что даже еще, когда они учились, им говорили, что в Риддере в районе Водоохранки (Малоульбинское водохранилище) выпадает столько снега, что это место занимает 2-е место в мире(!) по среднегодовому количеству снега. За сезон может выпадать около 12 метров снега, и даже в апреле здесь можно увидеть 3-4 метра снежного покрова из весеннего спрессованного снега!
Есть секрет снежного изобилия нашего региона - горные хребты здесь расположены таким образом, что воздушные массы со снежными облаками попадают в нашу горную систему, как в воронку, здесь они задерживаются и в результате осадки выпадают в большом количестве. Можно сказать, что риддерские горы - это магнит для снега, снег сюда буквально “притягивается” и выпадает в большом количестве. Вот такие удивительные у нас места.
Риддерские горы - это географический центр материка Евразия. Это точка, которая равноудалена от всех морей и океанов, поэтому климат у нас - резко континентальный. Летом у нас жарко от +30 до +40С, а зимой достаточно морозно - температуры часто ниже -30С. Но есть такая особенность - в горах зимой всегда теплее! Если у подножия гор в Риддере (высота 900 м) днем -30С, то поднимаемся в горы на высоту 1800 м и температура уже будет -10С. То есть с набором высоты температура меняется, днем в горах значительно теплее.
Есть и еще одна особенность - зимой у нас всегда много солнечных дней! Обычно после снегопада идет небольшой заморозок и небо в этот момент чистое и ясное, солнце яркое. Нет такого, чтобы небо затянуло тучами на месяц и сыпало-сыпало… У нас обычно так: 2-4 дня идет снег, а потом 3-4 дня солнечные дни, и так снегопады и ясные дни сменяют друг друга. Поэтому вероятность того, что вы попадете на хорошую погоду при недельном пребывании у нас, сможете полюбоваться красивыми видами, чистым небом и ярким солнцем, очень велика.
Структура снега в риддерских горах тоже имеет особенность. Снежинки такие, что снег получается очень скользкий, лед тоже скользкий. Поэтому, еще во время Советского Союза конькобежный стадион союзного значения был построен в Риддере! Это уже потом, когда построили высокогорный каток на Медеу (Алматы), конькобежцы начали тренироваться там. А начало было здесь. Высота в 900 м над уровнем моря, на которой находится Ридер, чистая вода без примесей, скользкий лед - все это было благоприятно для тренировок.
Сам снег у нас выпадает пушистый, сухой. В этом плане мы сильно отличаемся от южных снежных регионов, например, от той же Алматы. Например, если там выпал снег, пухляк, то он продержится таким ровно до обеда, потому что солнце его прогреет, снег превратится в лед, станет плотным и жестким. У нас снег остается пухлым долго. Даже если снегопада не было 2-3 недели, мы всегда можем найти места в наших горах с пухлым, нетронутым снегом и катать от души:)
Мы знаем, что важно для фрирайдеров. И все это здесь есть.
Расположение. Очень удобное расположение гор: Ивановский белок, Проходной белок, Сержинский белок. Это удобные места для катания. Есть возможность легко поменять локацию, потому что основная дорога тянется вдоль хребтов, и от нее отходят дороги, которые поднимают фрирайдеров в самые горы, на самый верх.
Перепад высот и длинные спуски. С помощью ратрака(snowcat) или снегохода можно довольно быстро подняться в горы, и таким образом набрать большой перепад высоты для катания. Если внизу у нас высота 900 м, то наверху фрирайдер может стартовать с высоты около 2000 м. Перепад высоты около 1000 м и длина трасс до 4 км - это отличные условия катания для опытных райдеров. В среднем, обычно, мы катаемся с перепадом высот в 400-500 м и длиной спусков 2-2,5 км.
Рельеф гор. Дружелюбный рельеф склонов с большим количеством разреженных участков (редколесье). Приятный редкий лес позволяет “раскатиться” и получить больше свободы и удовольствия от катания. Большое разнообразие траекторий спуска - по рельефу и степени сложности. Даже если во фрирайде ты - новичок, мы всегда сможем подобрать для тебя такие склоны, которые будут соответствовать твоему уровню катания. Для обучения у нас есть специальные “раскаточные” спуски, на них удобно тренироваться.
Если же ты - продвинутый райдер, у нас есть сложные спуски, на которых порцию адреналина ты точно получишь:)))
Снежное изобилие. Большое количество снега, который выпадает регулярно. Ты всегда можешь попасть на пухлый снег, даже если снегопадов не было пару недель, что случается крайне редко. Так что всегда можно найти пухляк - пушистый, сухой, не слежавшийся снег. На северных склонах пухлый снег можно найти даже в апреле.
Мы знаем, что важно для снегоходчиков. И все это здесь есть.
Перепад высот. Разные склоны под разные уровни катания, с разной густотой леса. Есть места катания для для начинающих - открытые склоны с полянами и редколесьем, для подготовленных райдеров - с густым лесом, с ручьями, с крутыми склонами. В общем, рельеф гор и большие пространства позволяют подобрать склоны под любой уровень подготовки. Поскольку площадь катания очень большая, есть возможность выбрать места катания “под себя”, не сталкиваясь при этом с другими группами райдеров.
Для обычных отдыхающих в наших горах тоже есть ряд плюсов. Вообще, зимой подняться в горы просто так не получится - на машине не заедешь, подниматься в горы на лыжах или снегоступах тяжело, снегоходы есть далеко не у всех… У нас же есть множество дорог, ведущих наверх, накатанных ратраком, длиной по 30-40 км. По этим дорогам можно ходить пешком, кататься на лыжах, комфортно ездить на снегоходах.
Можно взять в прокат обычный утилитарный или горный снегоход, с сопровождением гида, подняться наверх, полюбоваться красотами риддерских гор. Наверху обстановка совсем другая, горы словно “раскрываются” и ты начинаешь по-другому чувствовать и природу, и себя.
Также обычные отдыхающие могут покататься в Риддере на канатных дорогах. Здесь их две - на “Совхозе” и на Горнолыжной базе “Эдельвейс”. Здесь можно также покататься на тюбах (надувных санках). Можно заказать семейные или групповые прогулки на ратраке (snowcat).
Подготовка дорог.
Чтобы комфортно передвигаться по горным дорогам зимой, готовить их нужно с лета, когда нет снега, чем мы и занимаемся совместно с Лесхозом. Мы прокладываем маршруты, официально выписываем “лесные билеты”, вырубаем лес на каких-то участках. Обычно мы выбираем подрезки - участки, где шла заготовка леса, где были волока, лесные дороги. Эти дороги, как правило, очень узкие, всего 3-4 метра шириной, часто проходят вдоль обрывов, но они позволяют нам попадать в самые разные уголки гор.
Ратрак (Snowcat) - мощная большая техника, длина по гусенице - 4,5 м, ширина по ковшу - 4,7 м. Для того, чтобы он спокойно проехал, ширина дороги должна быть минимум 6 м. А трактору, который тащит дерево с лесозаготовки, чтобы проехать, достаточно ширины дороги 2-3 м. Поэтому мы все лето работали с Лесхозом, определяли места для маршрутов, делали отводы, выписывали “лесные билеты” и затем вырубали лес. На последней стадии запускается бульдозер, который профилирует дорогу, расширяет ее, чтобы в дальнейшем ратрак мог по ней проезжать.
Эти дороги позволяют зимой, затрачивая совсем небольшое время, подниматься на ратраке в самые различные места для катания, и снова забрасывать фрирайдеров наверх после того, как они скатываются вниз. Это важно - подготовка таких дорог уменьшает время подъема в горы, позволяет фрирайдерам делать больше спусков за день катания. В день ратрак может делать 8-10 подъемов.
Каждый год нашей работы по подготовке дорог приводит к тому, что сетка горных дорог разрастается, становится больше и делает доступными все новые места для путешествий и катания. По таким дорогам можно подниматься не только на ратраке, но даже на обычных прогулочных снегоходах и пешком.
Контакты СНЕГОDRIVE
Мы находимся в Восточном Казахстане, в городе Риддер, который расположен у подножия сказочных Алтайских гор.