Александр Чуев - основатель клуба райдеров СнегоDrive

Александр Чуев - профессинальный тренер по зимним видам спорта, предприниматель. Вот что он рассказал о себе и своем проекте “СнегоDrive”.

С детства я занимался спортом. Помню, что еще в детском саду тренер по акробатике пригласил меня заниматься в спортивную секцию. Он отобрал несколько наиболее способных детей, и я попал в их число. 3 года я достаточно серьезно занимался акробатикой, участвовал в соревнованиях, получил детский спортивный разряд.

После закрытия секции акробатики, 2 года занимался хоккеем. И еще параллельно в Доме Юного Техника - техническим моделированием, что мне очень нравилось, это было интересно. Вообще, в детстве мне многое было интересно. Например, я занимался музыкой и одновременно 2 года борьбой самбо, и еще стрельбой - сначала это была винтовка, потом - пистолет. В общем, в моем детстве жизнь была весьма насыщенной. Пару лет я занимался каратэ...

И было еще кое-что - я очень любил зиму, и все что было с этим связано: снег, санки, лыжи и тд. А жили мы на набережной Иртыша, и там всегда была накатана лыжня. Когда мне было 5 лет, отец уже ставил меня на маленькие лыжи и я катался вместе с ним. Отец обучал меня приемам катания на лыжах, и мне было интересно освоить спуск с горки, как съехать не прямо, а под углом, и как правильно остановиться... Я увлеченно учился всему этому.

Все детство я катался на лыжах с другими ребятами, и это мне нравилось больше всех остальных моих занятий спортом. Сначала мы катались сами, а потом у нас появился тренер - Любовь Яковлевна, с ней мы занимались на Комсомольском острове. Я серьезно увлекся лыжами, лыжными гонками, и это стало моим основным видом спорта. Я регулярно выезжал на сборы, участвовал в городских, областных и республиканских соревнованиях.

Во времена СССР спорт был сильным и массовым, было много спортивных мероприятий. Я помню, что мы часто находились в Риддере, поднимались в горы. Там, где сейчас стоит отель “Риддер Хьют”, летом, мы ставили палатки, и жили там месяцами, у нас проходили учебно-тренировочные сборы. Уже тогда я полюбил наши риддерские горы. Там прошло мое детство, и это оставило теплые воспоминания. Бегая на лыжах, я с любопытством смотрел на горнолыжников. Горные лыжи… Мне казалось это особенно интересным, но не доступным на тот момент.

После окончания школы я поступил в институт, на кафедру физического воспитания, успешно его закончил, и стал профессиональным тренером-преподавателем по лыжным гонкам. Но в этот момент развалился Советский Союз, и спорт пришел в упадок. Работать тренером, и обеспечивать семью было невозможно, и тогда я отошел от спорта. Надо было зарабатывать деньги, я много работал, но на лыжах продолжал кататься.

Постепенно появлялись деньги, строились канатные дороги, и я начал кататься на горных лыжах. Я, можно сказать, пристрастился к горным лыжам. Начал понемногу тренироваться. Помню, что старался использовать любой удобный момент, даже в обед убегал на гору... Вместо того, чтобы пообедать, я брал машину, уезжал в Изумрудный, брал на прокат лыжи, делал 5 спусков с горы, потом переодевался и мчался обратно. Так я устраивал себе 2 - 3 дополнительных тренировки в неделю. Через некоторое время я хорошо освоил катание на горных лыжах, и в какой-то момент почувствовал, что наступил предел, уже никаких сложностей и чего-то нового в катании не было. Становилось немного скучно. И тогда я с интересом начал наблюдать за сноубордистами.

Меня заинтересовало это направление, хотелось попробовать сноуборд. Но столкнулся с такой смешной проблемой - ботинки со сноубордом моего размера всегда были заняты, и взять их в прокате, чтобы попробовать, никак не получалось. Не поверите, но эта ситуация продолжалась 2 или 3 года... Потом я как-то был в Алматы, на конференции, после которой мы поехали на Чимбулак. И я решил попробовать борд здесь.

К моему счастью, в прокате были доски и ботинки моего размера. Я взял их, и поехал на канатке вверх. Когда же я встал на сноуборд, началось самое интересное. Я встал, упал, встал, упал, встал, упал... за спиной слышал легкий смех. Развернулся лицом к склону и снова - встал, упал, встал, упал, встал, упал... Смех превратился в хохот. Я кое-как, на карачках, дополз до поворота и с грехом пополам спустился с горы на сноуборде. Этот спуск занял у меня кучу времени.

Я много раз падал и думал уже - ну его к черту, пойду сдам этот сноуборд, возьму лыжи, и никогда больше на эту доску не встану. А мне в прокате сказали, что просто поменять борд на лыжи нельзя, можно взять на прокат лыжи за отдельную оплату. Я подумал и решил, что попробую тогда еще раз на сноуборде спуститься. И второй спуск дался мне получше. Третий спуск - еще лучше. Я даже какие-то виражи начал выписывать. Четвертый - еще лучше. Это вдохновило меня, но на пятом спуске я упал и сильно ударился спиной и головой. И я, конечно, был без каски...

Тогда я снова решил, что на сноуборде больше - никогда! Вернулся домой, в Усть-Каменогорск, продолжил кататься на лыжах. Через недельку заскучал... и мне снова захотелось встать на борд. Я устроил себе тренировку на сноуборде, но справлялся с ним плохо. С одной стороны это меня подстегнуло тренироваться дальше, а с другой стороны были мысли отступить - лыжи были привычными, и катался я на них легко. В общем, решил я это так - стал чередовать тренировки на лыжах и сноуборде. Один раз катаюсь на лыжах, потом встаю на борд, затем снова на лыжи и тд.

Постепенно все больше времени я уделял именно сноуборду, стал развивать мастерство. Записался на занятия к тренеру Петру Егоровичу, он тренировал спортсменов, ну и взял еще нас с другом, двух чайников. Мы активно помогали ему вывозить спортсменов на тренировки, на разные канатки, ну и заодно сами тренировались с ними.

Глядя на спортсменов, мы очень старались, я приобрел себе классное снаряжение, у меня до сих пор есть эти сноуборды для разных видов спуска (слалом, гигант, фрирайд). И снежная тема в моей жизни развивалась все сильнее, захватывала все мое свободное время. В итоге на борде я начал кататься очень хорошо, начал участвовать в соревнованиях, присоединился в тренировках к сборной Казахстана.

Конечно, выиграть соревнования у профессиональных спортсменов я не мог, но для любителя показывал отличные результаты. Так я познакомился с хозяином горно-лыжной базы Александром Чиликиным, мы с ним сдружились, начали много времени проводить вместе - катались на сноубордах, строили новые канатные дороги. Я помогал ему в этих вопросах и понемногу начал водить группы на фрирайд. Это люди, которые приезжают кататься, мы их завозим на гору и затем я, как гид, помогаю им спуститься с горы - показываю маршрут, слежу, чтобы у них все было хорошо.

За 3 года такой практики инструктора я приобрел ценный опыт. При этом я всегда смотрел вокруг, и видел много красивых, высоких гор, интересных спусков, но добраться до них пешком за один световой день было практически невозможно. Нужна была какая-то техника. И я стал изучать, что есть для этого. Таким образом я погрузился в тему снегоходов - начал читать про них, смотреть видео, стал разбираться в видах снегоходов.

Но также понял, что для моих целей обычные утилитарные снегоходы не подходят. Утилитарный снегоход не может заехать в гору, по целине, по не накатанному снегу, тем более затащить на гору 1 или 2 сноубордистов. А горный снегоход - одноместный. Если даже заехать на нем на гору и затем спуститься с горы на сноуборде, то как потом спускать сам снегоход... Но все же тема горных снегоходов меня привлекала.

У нас в городе была компания Yamaha, она проводила тесты снегоходов, и я в них поучаствовал, поездил на всех снегоходах. Потом у нас тут есть компания БИПЭК, она торговала снегоходами Arktic cat, и тоже проводила тесты спусков на снегоходах Arktic cat М800, в которых я тоже поучаствовал, и мне очень понравилось! Дальше, катаясь на борде, я все больше стал думать о снегоходах.

И тут мой друг Иван Глушков предложил мне купить у него снегоход. У него тогда было 2 снегохода, и он решил их обновить. Я не долго думал, это было выгодно - снегоход был в хорошем состоянии, и я купил его в рассрочку на удобных для меня условиях. С тех пор началась моя снегоходная жизнь!

Когда я только сел на снегоход, я оказался почти в таком же положении, как когда в первый раз встал на сноуборд. У нас здесь уже была группа "Снежные братья", и среди них многие катались очень хорошо. Ребята катались давно, и я присоединился к ним. Сначала я постоянно падал, у меня плохо получалось, в общем, моя жизнь снова была полна новых впечатлений и ощущений.

В этот раз, как в случае со всеми моими увлечениям в жизни, я снова подошел к катанию на горном снегоходе как к спорту. Для меня и сейчас снегоход - это спортивный снаряд, и это спорт. И это то, что доставляет мне удовольствие! Я развиваюсь как спортсмен в этой дисциплине. Я постоянно оттачиваю свою технику катания, оттачиваю свое умение. Вникаю во все - в технические моменты снегохода, как можно его улучшить, как правильно его настроить, как довести технику катания до совершенства, и тд.

Меня все это интересует. Причем, как человек, который занимался разными видами спорта, я с самого начала понимал, что если освоить технику езды и хорошо знать сам снегоход, то результат можно получить быстро. И я стал думать, как обучиться управлению снегоходом здесь, дома. Но в Казахстане никто не проводил курсы по горному снегоходу так, как это делали инструкторы в России. Первый год я откатал на снегоходе и понял, что у меня масса вопросов: где стоять на подножках, как рулить, как газовать, как лучше, как хуже... И однозначных ответов от своих товарищей, с которыми катался, я получить не мог.

Те, кто хорошо катались, делали это по наитию, интуитивно и объяснить это не могли. Говорили только "ты не бойся", "открой газ"... и все. Поэтому на следующий год я решил собрать группы, пригласить инструкторов из-за рубежа, чтобы они обучили меня и моих товарищей. Я начал созваниваться с разными инструкторами, в том числе с очень известными, популярными. В итоге к нам согласился выехать инструктор из Ханты-Мансийска Евгений Иволин. Мы с ним пообщались, и он сказал: "Собери 4 группы, и я приеду." Это было для меня не простой задачей, но я собрал 4 группы, и Евгений приехал.

И сам я, как организатор курсов, получил возможность обучаться во всех 4-х группах - 2-х базовых, и 2-х продвинутых. Моему счастью тогда не было предела! На многие свои вопросы я получил ответы. Мне это очень понравилось. Я сразу тогда значительно повысил свой уровень катания. К тому же, в тот момент я купил новый снегоход. И когда я говорю, что "счастью моему не было предела" - это именно так и было.

У меня появилась новая техника, и я теперь точно знал, что делать на снегоходе. К концу зимы я уже очень неплохо ездил на снегоходе, потихоньку начал подбираться к уровню наших местных лидеров. А так как у меня уже были и академические знания этой темы, я начал делиться ими с нашими ребятами, организовав школу "Снегодрайв". Много катаясь, помогая другим осваивать горный снегоход, я получал все больше обращений от начинающих снегоходчиков, так что открытие школы стало естественным продолжением моего снегоходного пути.

Я стал активно помогать новичкам встать на снегоход, а тем, кто уже имел опыт катания, устранять ошибки и повышать уровень. Сначала ко мне обращались местные ребята, потом стали приезжать россияне, стала развиваться тема гидования. Проект "Снегодрайв" стал набирать обороты и теперь в зимние сезоны - это мое основное занятие. Оно приносит мне много удовольствия, поскольку я могу позволить себе много времени быть в горах - 60 дней чистого времени в сезон я провожу со снегоходом в горах. При этом общаюсь с классными людьми, мы с ними преодолеваем в горах много трудностей, это не просто, и это сплачивает. Что я чувствую, когда катаю на снегоходе? Я чувствую, что подо мной очень бешеный, очень мощный конь, которого нужно обуздать, который может намного больше, чем многие райдеры. Честно говоря, потенциал этой техники потрясающий - представьте себе что у снегохода весом 200 кг мощность 160 лошадиных сил! Ускорение бешеное, как у самого мощного спортивного мотоцикла! Поднимается он на очень крутые склоны, может ехать в гору по склону в 50 градусов, и кратковременно заезжать по склону в 60 градусов! Поднимается с виду чуть ли не по отвесным горам. Я в восторге от самой техники. Просто восторг! От того, что она может, что она такая мощная, спортивная, драйвовая. И когда ты едешь на своем железном коне, у тебя есть ощущение полета! Пухлый снег красиво искрится, вокруг обалденные виды, отсутствие следов - ты первый едешь по этому девственному снегу, который летит в разные стороны вокруг тебя. Кто не катался, и никогда этого не ощущал - стоит попробовать! Это что-то особенное! Вообще, когда просто едешь на снегоходе, ощущение такое, что ты плывешь, как на гидроцикле. Но на гидроцикле скучно, потому что это постоянно ровный ландшафт, иногда небольшие волны и все. А здесь и горы, и лес, и ручьи, и разные карнизы, с которых можно спрыгнуть, и трамплины... И ты можешь заехать далеко, в такие места, где не ступала нога человека! Очень дикие места, где ты стоишь и понимаешь, что оно того стоило. Если раньше, когда я катался на лыжах и борде, я был привязан к канатной дороге и к одной горе. Если пойти в поход пешком, то ты тоже сможешь зайти на одну гору. А тут за одну катку ты проедешь десяток разных гор, это совершенно другой масштаб и другие ощущения! Появляется свобода - ты ездишь везде, нет никаких ограничений. И это круто! Когда я начинал кататься, ехать на снегоходе прямо было легко, проблемы начинались, когда надо было двигаться траверсой. Я не мог поставить снегоход на 2 точки - на лыжу, и на гусеницу (на ребро). Это было для меня проблематично. Особенно, когда в пухлом снегу нужно крутить двигатель, двигаться надо достаточно быстро, чтобы снегоход всплывал, и это было весьма не просто - ловить баланс, дозировать газ, чтобы не дать слишком много или слишком мало. Первое время я очень много копал... Когда я выехал первый раз, я, наверное, откапывал свой снегоход 30 или 40 раз. Для меня это была просто катастрофа. Я смотрел на ребят, которые ездят легко вверх и вниз по склону, вдоль склона, между деревьями. А я в лес заехать вообще не мог. Первый снегоход у меня был Arktic cat М800 на 153-ем траке, то есть он был короткий, и грунтозасып у него был 2,6 дюйма. А снега в ту зиму было просто немерено! И даже продвинутому райдеру в наших заснеженных горах на таком коротком снегоходе было бы непросто, тем более новичку. Конечно, мне трудно было обуздать эту технику. Но, как в спорте, я продолжал подходить к этому спортивному снаряду 3 раза в неделю, заводил его, катался, причем, катался часто один, что категорически нельзя делать... Но потихоньку я начал вкатываться, привыкать к технике, начал заезжать в лесок - сначала на опушку, потом 2-3 дерева проеду, потом - 3-4, потом вниз опушку насквозь проеду, и потом уже начал штурмовать подъемы с лесом. И так понемногу я стал подтягиваться к уровню наших опытных ребят-снегоходчиков. Благодаря своим организаторским способностям и большому желанию учиться, за 2 сезона я организовал приезд к нам 4-х гостей. Это инструкторы международного класса: Иволин Евгений (Хантымансийск, занимается продажей экстремальной техники, бывший спортсмен - раллийные гонки, сноукросс ), Красилов Андрей (Москва, специалист по лавинной безопасности), Брет Расмуссен (США, №1 в рейтинге BRP, профессор, родоначальник горных снегоходов, 8-кратный чемпион мира) и его помощник Нейт Смут - очень интересный, молодой и, кстати, русскоговорящий. Брет Расмуссен пользуется большим уважением в мире снегоходчиков, ему уже 60 лет, но катается он так, что дай бог нам всем так ездить! В первый год Евгений Иволин приехал к нам один, провел школы, тренировал нас, создал отличную базу. На следующий год Евгения мы пригласили вместе с Андреем Красиловым, и они работали в паре. Андрей проводил лавинную подготовку - курс “Горный Щит”, а Евгений - тренировал технику управления горным снегоходом. С Андреем Красиловым мы провели 4 курса по лавинной безопасности, потому что эта тема в наших Риддерских горах очень актуальна. Брет Расмуссен - это, вообще, легенда, многие у нас хотели прикоснуться к этой легенде, пообщаться с ним, поучиться у него. И мне удалось организовать его приезд к нам в Риддер. Это сильно повлияло на меня. У него есть собственная школа и собственный стиль катания. Это действительно так. У него есть своя техника катания - энергосберегающая. Он несколько по-другому стоит на снегоходе, проходит препятствия, и все эти вещи могут быть неуловимы для новичков, но опытным райдерам это хорошо видно, и для них это очень интересно и важно. Так, пройдя все эти школы, обучаясь и практикуясь у этих людей, я сильно повысил свой уровень катания. За 5 лет у меня получился солидный накат, я уже многое знаю и умею. Благодаря моим товарищам, с которыми я катаюсь, и инструкторам, которые приезжали к нам со своими школами. Ну и благодаря своему спортивному опыту и упорству. Теперь, я думаю, вхожу в 10-ку лучших райдеров, кто катается в наших Риддерских горах. Мне есть чем делиться с другими людьми по теме горных снегоходов, ко мне постоянно обращаются, интересуются моим мнением по тем или иным вопросам. Я рад помогать, чтобы начинающие снегоходчики быстрее осваивали технику катания, и получали больше кайфа в горах! Надо сказать, что тренер живет во мне с самого детства. Первое мое образование - это тренер-преподаватель по лыжным гонкам. Всегда любил и люблю снег. И тут тоже снежная тема. Мне нравится обучать людей, помогать им. Думаю, что делаю это на хорошем уровне - понимаю, что человеку нужно дать сейчас, а что пока не нужно, как правильно его подвести к тому или иному элементу, на что обратить внимание, что подсказать, где подбодрить, а где заставить что-то сделать. Особенно я радуюсь, когда у моих студентов начинает получаться, когда вижу на лицах улыбки, счастье, словно они прилетели на Луну, и у них все получилось! Это в работе инструктора мне очень нравится. Почему я люблю Риддерские горы? Нравится рельеф. Меня всегда тянуло в горы, хотелось взобраться на самую высокую точку, посмотреть сверху, и это всегда было захватывающе, всегда событие. У нас рядом такой красивый горный регион - Рудный Алтай. Высоты здесь до 5600 м над уровнем моря (гора Белуха). Все катания начинаются с метров 800, но чаще всего мы катаемся на высоте 1200 - 2000 метров. В Риддере самая высокая точка - это Пик Ворошилова (на карте это Вышеивановский Белок), высота 2778 м. И такой красивый горный ландшафт тянется на сотни километров. И на всех этих горах можно кататься. У нас горы не очень "злые" как, например, в Алматы. В Алматы пики около 4 тысяч метров, проезды и проходы очень не простые. К тому же в южных регионах (Алматы, Карпаты), если выпадает пухлый снег, на следующий день он превращается в ледяной “бетон”. На солнце снег подтаивает, садится и прессуется в “бетон”. У нас в Риддере снега выпадает нереально много, и он очень долго не садится. Практически всю зиму мы катаемся в пухлом снегу. И пухлый снег всегда можно найти. Вообще, структура снега очень интересна. Снежинки могут принимать тысячи форм, это хорошо видно под микроскопом. Структура нашего местного снега такова, что он очень пухлый, очень хорошо подходит для катания. Многие, кто к нам приезжает, в восторге от нашего снега. Сами горы достаточно проходные, не смотря на большие высоты. Есть места с густой тайгой, но много и редколесья, где можно ездить. В наших горах можно кататься и новичкам, и снегоходчикам среднего уровня, а не только крутым райдерам. И новичкам не придется увязать в кустах, цепляться за непонятные ветки и тп. Условия для обучения очень хорошие. Можно двигаться по горам на сотни километров от гостиницы! Есть много мест, где я и сам за 5 лет еще не успел побывать. Каждый год, вернее даже каждый месяц я обязательно открываю новое место, где раньше не был. Когда я говорю гостям, что мы приехали, и я сам тут первый раз, они думают, что я лукавлю, но это на самом деле так и есть, потому что не возможно весь наш горный массив выкатать за 5 лет! Наши горы уникальны: много снега, хороший рельеф, причем, рельеф разной сложности (для снегоходчиков разного уровня подготовки), огромный горный массив - невероятный простор! Если есть супер райдеры, которым надо надо что-то из ряда вон выходящее типа углы, лес, море снега - все есть! Есть у нас такое место “Водоохранка”, так вот наши местные синоптики говорят, что когда их обучали, им говорили, что Водоохранка по среднегодовому количеству выпавшего снега занимает 2-е место в мире! Первое место - где-то в Канаде. А это означает около 13-14 метров снежного покрова в год. Снег же как - выпадает, потом садится, выпадает, садится… И в районе Водоохранки в середине зимы под свежим снегом обычно еще 4-5 метров слежавшегося снега. Чтобы получился такой покров уплотненного снега, должно выпасть 12-13 метров пухляка! Вот столько снега обычно выпадает у нас зимой. И где-то раз в 2 недели, когда мы катаем, мы попадаем в пухляк высотой метр-полтора, и лежит он очень долго. Поэтому, сам бог велел кататься в наших горах. Я считаю Риддер столицей горных снегоходчиков, как минимум, в Казахстане, и горной жемчужиной постсоветского пространства. Поэтому люди и едут сюда, их притягивают наши горы и наш снег, многие влюбляются в них так же, как и мы. У нас раньше, чем во многих других горных регионах открывается зимний сезон. В горах зима начинается 15 сентября, а открытие сезона - примерно 25 октября. И кататься можно до июня! 7 месяцев в году в наших горах можно кататься! Было такое, что мы закрывали сезон 9 июня! Вот такой у нас интересный регион. На высоте 2000 метров может быть зима, а внизу, в это же время, может быть лето. Так что 7 месяцев в году наши горы ждут снегоходчиков! Кого я пригласил бы кататься вместе с нами? Я пригласил бы всех, кому это интересно! К нам разные люди приезжают. Горный снегоход - такое дело… Вот был у нас снегоходчик Тима - ему 8 лет, хороший парень, молодец, приезжал кататься с папой. Ездил на небольшом снегоходе Полярис Индиго. Вообще, парень занимается мотокроссом. Папа купил ему маленький снегоход, и Тима сам на нем ехал вместе с нами. Бывает, к нам приезжают кататься семейные пары. И девушки катаются на снегоходах, и люди, которым за 60 лет тоже. Физически этот вид активного отдыха доступен практически каждому! Тут скорее вопрос в том, что техника не дешевая, но если есть возможность, то без проблем. Кстати, сейчас уже можно купить снегоход не так дорого, как раньше. Есть вполне хорошие варианты примерно за 1,5 млн тг. Было бы желание у людей оторваться от дивана, от телевизора, от компьютерных игр, и выехать в горы! А тут есть то, что просто заставит забыть их об этих диванах, играх и тп. Это отличный способ сменить обстановку, отвлечься от рабочих будней, и шикарно провести время! Я приглашаю всех, независимо от пола и возраста, активных, любящих зиму людей! Знаете, в горах я лично не встречал каких-то эгоистичных и неадекватных людей, обычно это хорошие, душевные люди, которые помогают другим, рядом с которыми надежно и интересно. Такое ощущение, что горы не пускают к себе плохих. В горах взаимопомощь, взаимовыручка, можно сказать, братство снежное настолько ярко выражено, что в городе, в обычной жизни такое почти не встретить. Такое дружелюбие и желание помогать в городе редкое. Тут мы все сидим по своим коробочкам - по домам и офисам, и заботимся, в основном, только о себе. В горах все же становится настоящим, человеческие отношения в первую очередь. В горах, не важно, кто ты, министр или простой рабочий, владелец заводов-пароходов или студент, все в одних условиях. И в горах проявляются лучшие человеческие качества. Это то, чего нам не хватает в обычной жизни. Поэтому, кто хочет чего-то настоящего - настоящих приключений, отношений, ощущений, настоящей красоты, добро пожаловать в наши горы! Если вы любите зиму, катаетесь на лыжах, борде, и чувствуете, что это уже приелось, что хочется новых впечатлений, хочется научиться чему-то новому, приглашаю освоить горный снегоход! Это такая глубокая, многоуровневая тема, которую можно черпать десятилетиями и она не наскучит. Это очень интересно - пройти путь от начинающего снегоходчика до матерого райдера. И я вам обещаю, что вы будете погружены в тему полностью, горный снегоход будет занимать почти все ваши мысли. Это невероятно захватывающая тема! Горный снегоход покорил мое сердце сразу! Попробуйте и вы!

Риддер - снежная столица Казахстана. Рай для фрирайдеров и снегоходчиков!

Риддер - город в Восточном Казахстане с населением 50 тысяч человек. Расположен на высоте 800 - 900 метров над уровнем моря, у подножья Ивановского хребта (Алтайские горы), который протянулся с запада на восток на 40 км. Самая высокая точка Ивановского хребта - пик Ворошилова, высота 2776 м. Район катания в наших горах начинается от села Черемшанка на западе до границы с Россией на востоке, это 80 км горной гряды. В глубину с юга на север мы катаем на 50 км. Весь район катания занимает 4 тысячи кв. километров! На такой площади не трудно потеряться, поэтому вдоль горной системы идет дорога - сначала из Усть-Каменогорска в Риддер, а потом в сторону России. Очень удобно, что практически из любой точки этой дороги можно начать кататься на снегоходах. Поэтому, если здесь одновременно будет кататься 200 снегоходчиков, им будет очень сложно встретиться на таком пространстве.

Рельеф наших гор разнообразный. Есть высокогорье. Высокогорье - это горы высотой 2500 метров и выше. У нас есть такой район, это как раз Ивановский хребет. Здесь склоны не покрыты лесом.

В наших горах на уровне от 900 до 1200 метров - смешанный лес. Растут березы, осины, много пихты и кустарника. На высоте выше 1200 метров лес на склонах становится более чистым: отсутствует кустарник, становится больше пихты, появляется кедр и лиственница. Чем выше поднимаемся, тем более разреженным становится лес. Такое редколесье очень удобно для катания новичков.

С высоты 1600-1700 метров в горах начинаются альпийские луга. Здесь нет деревьев, только большие открытые пространства. Один такой луг может быть до 5 км в длину и до 2 км в ширину. Простор и отсутствие препятствий в виде растительности - идеальные условия для начинающих райдеров.

Обычно так и получается. Когда вы начинаете осваивать горный снегоход, вы катаетесь с отметки 1700-1800 метров и выше. По мере того, как растет ваш уровень катания, вы спускаетесь по склонам ниже, сначала в редколесье, где деревья на вашем пути встречаются не часто, и вы можете уверенно объезжать их. Со временем ваше мастерство будет расти и вы будете спускаться все ниже, в более густой лес, где сможете раскрыть весь свой потенциал райдера.

Гости, которые приезжают кататься к нам из других регионов, могут найти здесь “свои любимые места катания”. Здесь есть и “Приисковый”, и “Шерегеш” с частым лесом, кустарником и ручьями. Здесь есть и “Мамай” с крутыми склонами, и “Камчатка” с ее высокогорьем без леса. В общем, разнообразный рельеф наших гор позволяет найти для катания именно то, что более привычно, что больше нравится.

Риддер всегда славился своим снегом, его количеством. Синоптики, которые работают в наших краях, утверждают, что даже еще, когда они учились, им говорили, что в Риддере в районе Водоохранки (Малоульбинское водохранилище) выпадает столько снега, что это место занимает 2-е место в мире(!) по среднегодовому количеству снега. За сезон может выпадать около 12 метров снега, и даже в апреле здесь можно увидеть 3-4 метра снежного покрова из весеннего спрессованного снега!

Есть секрет снежного изобилия нашего региона - горные хребты здесь расположены таким образом, что воздушные массы со снежными облаками попадают в нашу горную систему, как в воронку, здесь они задерживаются и в результате осадки выпадают в большом количестве. Можно сказать, что риддерские горы - это магнит для снега, снег сюда буквально “притягивается” и выпадает в большом количестве. Вот такие удивительные у нас места.

Риддерские горы - это географический центр материка Евразия. Это точка, которая равноудалена от всех морей и океанов, поэтому климат у нас - резко континентальный. Летом у нас жарко от +30 до +40С, а зимой достаточно морозно - температуры часто ниже -30С. Но есть такая особенность - в горах зимой всегда теплее! Если у подножия гор в Риддере (высота 900 м) днем -30С, то поднимаемся в горы на высоту 1800 м и температура уже будет -10С. То есть с набором высоты температура меняется, днем в горах значительно теплее.

Есть и еще одна особенность - зимой у нас всегда много солнечных дней! Обычно после снегопада идет небольшой заморозок и небо в этот момент чистое и ясное, солнце яркое. Нет такого, чтобы небо затянуло тучами на месяц и сыпало-сыпало… У нас обычно так: 2-4 дня идет снег, а потом 3-4 дня солнечные дни, и так снегопады и ясные дни сменяют друг друга. Поэтому вероятность того, что вы попадете на хорошую погоду при недельном пребывании у нас, сможете полюбоваться красивыми видами, чистым небом и ярким солнцем, очень велика.

Структура снега в риддерских горах тоже имеет особенность. Снежинки такие, что снег получается очень скользкий, лед тоже скользкий. Поэтому, еще во время Советского Союза конькобежный стадион союзного значения был построен в Риддере! Это уже потом, когда построили высокогорный каток на Медеу (Алматы), конькобежцы начали тренироваться там. А начало было здесь. Высота в 900 м над уровнем моря, на которой находится Ридер, чистая вода без примесей, скользкий лед - все это было благоприятно для тренировок.

Сам снег у нас выпадает пушистый, сухой. В этом плане мы сильно отличаемся от южных снежных регионов, например, от той же Алматы. Например, если там выпал снег, пухляк, то он продержится таким ровно до обеда, потому что солнце его прогреет, снег превратится в лед, станет плотным и жестким. У нас снег остается пухлым долго. Даже если снегопада не было 2-3 недели, мы всегда можем найти места в наших горах с пухлым, нетронутым снегом и катать от души:)

Мы знаем, что важно для фрирайдеров. И все это здесь есть.

Расположение. Очень удобное расположение гор: Ивановский белок, Проходной белок, Сержинский белок. Это удобные места для катания. Есть возможность легко поменять локацию, потому что основная дорога тянется вдоль хребтов, и от нее отходят дороги, которые поднимают фрирайдеров в самые горы, на самый верх.

Перепад высот и длинные спуски. С помощью ратрака(snowcat) или снегохода можно довольно быстро подняться в горы, и таким образом набрать большой перепад высоты для катания. Если внизу у нас высота 900 м, то наверху фрирайдер может стартовать с высоты около 2000 м. Перепад высоты около 1000 м и длина трасс до 4 км - это отличные условия катания для опытных райдеров. В среднем, обычно, мы катаемся с перепадом высот в 400-500 м и длиной спусков 2-2,5 км.

Рельеф гор. Дружелюбный рельеф склонов с большим количеством разреженных участков (редколесье). Приятный редкий лес позволяет “раскатиться” и получить больше свободы и удовольствия от катания. Большое разнообразие траекторий спуска - по рельефу и степени сложности. Даже если во фрирайде ты - новичок, мы всегда сможем подобрать для тебя такие склоны, которые будут соответствовать твоему уровню катания. Для обучения у нас есть специальные “раскаточные” спуски, на них удобно тренироваться.

Если же ты - продвинутый райдер, у нас есть сложные спуски, на которых порцию адреналина ты точно получишь:)))

Снежное изобилие. Большое количество снега, который выпадает регулярно. Ты всегда можешь попасть на пухлый снег, даже если снегопадов не было пару недель, что случается крайне редко. Так что всегда можно найти пухляк - пушистый, сухой, не слежавшийся снег. На северных склонах пухлый снег можно найти даже в апреле.

Мы знаем, что важно для снегоходчиков. И все это здесь есть.

Перепад высот. Разные склоны под разные уровни катания, с разной густотой леса. Есть места катания для для начинающих - открытые склоны с полянами и редколесьем, для подготовленных райдеров - с густым лесом, с ручьями, с крутыми склонами. В общем, рельеф гор и большие пространства позволяют подобрать склоны под любой уровень подготовки. Поскольку площадь катания очень большая, есть возможность выбрать места катания “под себя”, не сталкиваясь при этом с другими группами райдеров.

Для обычных отдыхающих в наших горах тоже есть ряд плюсов. Вообще, зимой подняться в горы просто так не получится - на машине не заедешь, подниматься в горы на лыжах или снегоступах тяжело, снегоходы есть далеко не у всех… У нас же есть множество дорог, ведущих наверх, накатанных ратраком, длиной по 30-40 км. По этим дорогам можно ходить пешком, кататься на лыжах, комфортно ездить на снегоходах.

Можно взять в прокат обычный утилитарный или горный снегоход, с сопровождением гида, подняться наверх, полюбоваться красотами риддерских гор. Наверху обстановка совсем другая, горы словно “раскрываются” и ты начинаешь по-другому чувствовать и природу, и себя.

Также обычные отдыхающие могут покататься в Риддере на канатных дорогах. Здесь их две - на “Совхозе” и на Горнолыжной базе “Эдельвейс”. Здесь можно также покататься на тюбах (надувных санках). Можно заказать семейные или групповые прогулки на ратраке (snowcat).

Подготовка дорог.

Чтобы комфортно передвигаться по горным дорогам зимой, готовить их нужно с лета, когда нет снега, чем мы и занимаемся совместно с Лесхозом. Мы прокладываем маршруты, официально выписываем “лесные билеты”, вырубаем лес на каких-то участках. Обычно мы выбираем подрезки - участки, где шла заготовка леса, где были волока, лесные дороги. Эти дороги, как правило, очень узкие, всего 3-4 метра шириной, часто проходят вдоль обрывов, но они позволяют нам попадать в самые разные уголки гор.

Ратрак (Snowcat) - мощная большая техника, длина по гусенице - 4,5 м, ширина по ковшу - 4,7 м. Для того, чтобы он спокойно проехал, ширина дороги должна быть минимум 6 м. А трактору, который тащит дерево с лесозаготовки, чтобы проехать, достаточно ширины дороги 2-3 м. Поэтому мы все лето работали с Лесхозом, определяли места для маршрутов, делали отводы, выписывали “лесные билеты” и затем вырубали лес. На последней стадии запускается бульдозер, который профилирует дорогу, расширяет ее, чтобы в дальнейшем ратрак мог по ней проезжать.

Эти дороги позволяют зимой, затрачивая совсем небольшое время, подниматься на ратраке в самые различные места для катания, и снова забрасывать фрирайдеров наверх после того, как они скатываются вниз. Это важно - подготовка таких дорог уменьшает время подъема в горы, позволяет фрирайдерам делать больше спусков за день катания. В день ратрак может делать 8-10 подъемов.

Каждый год нашей работы по подготовке дорог приводит к тому, что сетка горных дорог разрастается, становится больше и делает доступными все новые места для путешествий и катания. По таким дорогам можно подниматься не только на ратраке, но даже на обычных прогулочных снегоходах и пешком.

Контакты СНЕГОDRIVE

Мы находимся в Восточном Казахстане, в городе Риддер, который расположен у подножия сказочных Алтайских гор.

Наш адрес: Казахстан,
г. Риддер, ул. Шоссейная 65

Свяжись с нами удобным способом!

Будьте с нами в соцсетях!

DYLAN

Gloucester Rugby Ltd
Kingsholm Stadium
Kingsholm Road, Kingsholm
Gloucester GL1 3AX

Контакты

Наш адрес: Казахстан,
г. Риддер, ул. Шоссейная 65

Телефон: +77058558333

Whatsapp: +77058558333